АДРЕСА: ул.Самарская, 267, 4 эт.; ул.Ново-Вокзальная, 116, оф.221; Приволжский пер., 7, 3 эт.; ул.Мориса Тореза, 144, стадион "Заря"; ТЕЛ.: (846) 922-74-54, 922-71-91 

Пратьяхара, пятая ступень аштанга-йоги, означает отвлечение чувств от внешних объектов.

«Отвлечение чувств, ума и сознания от контакта с внешними объектами и последующее приведение их к созерцателю есть пратьяхара» — таким образом определят Патанджали пятую ступень восьмеричного пути йоги.

На этой стадии мы прилагаем усилия, чтобы направить сознание внутрь себя и сохранять внутреннюю сфокусированность, не отвлекаясь на внешние объекты. Состояние, в котором чувства перестают блуждать от одного предмета к другому, помогает нам пристальнее присмотреться к самим себе и разглядеть установки, которые определяют нашу жизнь и – не исключено – препятствуют внутреннему росту.

При помощи предыдущих аспектов йоги (ямы и ниямы, асаны, пранаямы) мы подготовили свой ум к концентрации, и чувства более не докучают нам, требуя удовлетворения своих желаний. Они теряют интерес к объектам окружающего мира и разворачиваются обратно внутрь по направлению к душе, с тем, чтобы помочь уму в его внутреннем поиске.

Здесь начинается отрешенность (вайрагья). Подобно птице, имеющей два крыла, для осуществления йоги также необходимо наличие двух элементов практики – от ямы до пранаямы и от пратьяхары до самадхи.

Пратьяхара освобождает чувства восприятия, лишает их источника питания, которым являются желания и их удовлетворения.

Процесс пратьяхары можно разбить на четыре стадии:

* физическую, когда энергия, отвлеченная от органов действия (руки, ноги, рот, органы репродуктивной и выделительной системы) и чувств восприятия (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус), направляется в мозг

* ментальную, где происходит успокоение колебаний волн сознания в четырех долях головного мозга

* интеллектуальную, при которой разум приводится к стволу мозга

* духовную, при которой энергия разума и сознания направляется к вместилищу совести

Кульминацией всех этапов пратьяхары является видение ослепительного света собственной души.

Пратьяхара естественным образом возникает в результате длительной практики асан и пранаямы. Когда в перерывах между выполнением асан или прямо в самой асане сознание практикующего начинает «уплывать» во внутрь, и он четко осознает, что не спит, то это и есть пратьяхара, которая затем сменяется предмедитативным состоянием.

Она является необходимым этапом перестройки восприятия, запуская его по новому пути и разделяя внешнюю (бахиранга) и внутреннюю (антаранга) части йоги согласно Патанджали.

 

8 СТУПЕНЕЙ ЙОГИ

ЯМА

НИЯМА

АСАНА

ПРАНАЯМА

ПРАТЬЯХАРА

ДХАРАНА

ДХЬЯНА

САМАДХИ