Еще одна статья от старшего преподавателя нашего центра Нины Эрмансоне.

 

Для начала давайте разберемся в значении слова «йога». За века возникло много интерпретаций этого слова. Одно из толкований этого термина – «объединение», «соединение». Другое – «связывание нитей ума».

Кажется, что это два разных определения, но  на самом деле это об одном и том же. «Объединение»  дает слову «йога» физическую интерпретацию, а определение йоги как «связывание нитей ума» говорит об обращении наших мыслей к занятиям йогой перед началом практики. Когда нити нашего ума связываются воедино, формируется намерение, и мы готовы к конкретным физическим действиям.

Еще одно значение слова «йога» - «достижение того, что было прежде недостижимо». Данная идея основана на том, что существует нечто, что в настоящее время лежит за пределами наших возможностей. Когда мы предпринимаем действия, позволяющие выйти за эти пределы - это есть йога. Фактически, йога – это любое изменение. Если нам удастся наклониться вперед и достать до пальцев ног, или с помощью текста постичь значение слова «йога», или в ходе дискуссии лучше понять себя или других – мы каждый раз достигаем точки, в которой раньше никогда не бывали.

Любое такое действие или изменение является йогой. Также йога стремится к достижению такого состояния, когда вы присутствуете в каждом своем действии, в каждый момент, и присутствуете по-настоящему. Концентрированное внимание позволяет нам выполнить любую работу лучше, чем прежде, и при этом осознавать все, что мы делаем.

Так, великий индийский мудрец Патанджали в своем труде «Йога-сутры» определяет йогу как «остановку колебаний сознания». Потом было написано немало других значительных текстов по йоге, но «йога-сутры» Патанджали остаются наиболее ценным произведением. Назначение йоги – успокоить суету и беспорядочность сознания. Чем внимательнее мы становимся, тем меньше вероятность ошибок.

Теперь, когда мы переходим к разговору об асанах (физических упражнениях йоги), мы должны понимать, как соединить эту нашу практику со всеми идеями, которые стоят за словом «йога».

Где и как начинается практика йоги?

Существует много методов, и интерес к одному из них постепенно переходит в интерес к другому. Научитесь подходить к йоге без предубеждений и не разделяйте йогу на физическую, ментальную и духовную, так как философия йоги представляет собой мировоззрение, а йога выражает это мировоззрение на практике. Без философии ваши занятия йогой очень скоро превратятся в физические упражнения, а не в осознанные действия, без чего занятия йогой просто потеряют смысл.

Одним из самых важных учебников по технической стороне йоги является «Хатха-йога прадипика» (Освящение хатха-йоги), написанная Сватмарамой Йогендрой в середине IV века.

«Хатха-йога прадипика» начинается со слов «Хатха-видья». Видья - это знание с дисциплиной и вниманием. Хатха - сила воли, решимость, твёрдо придерживаться, преданно исполнять. Йога здесь - удержания тела в неподвижном положении, созерцание сосредоточение ума на чем-либо.

Если разбить слово Хатха на слоги «ха» и «тха», то «ха» - это высшее «Я», вдох, солнце,  а «тха» -  это природа, выдох, луна, сознание. Хатха-йога начинается с тела и требует последовательной физической, этической, моральной, умственной и интеллектуальной дисциплин. Правильный результат занятий - это сильное, гибкое, здоровое тело и спокойный ум, что в свою очередь создаёт возможность духовного роста.

На самом деле, в современном мире существует ряд школ и направлений хатха-йоги, поддерживающих традицию, имеющие свои отличительные особенности. Наиболее распространенными являются школы, поддерживающие наследие Ш.Т.Кришнамачарьи. Его учениками были такие всемирно известные и авторитетные учителя, как Б.К.С.Айенгар (основатель собственного метода), Шри Паттабхи Джойс, прямой продолжатель метода Ш.Т.Кришнамачарьи, получившего название Аштанга-Виньяса йога (динамический стиль, в котором асаны сочетаются с виньясами (плавным переходами из одной асаны в другую) и дыханием), Т.К.В.Дешикачар (основатель метода под названием Вини-йога – этот метод использует принцип компенсации, когда после каждой асаны должна выполняться асана с обратным действием).

Поскольку наш центр йоги практикует йогу Айенгара, остановимся на особенностях этого метода.

accessБ.К.С.Айенгар оговорил:  «Все тело должно быть симметричным. Йога - это симметрия.» Большое внимание здесь уделяется тонкой, глубокой работе, тщательному выстраиванию каждой асаны (позы) до положения, максимально близкого к идеальному. Такой подход требует более длительного пребывания в асанах, соблюдения ровности, симметрии.

Результат такой работы сказывается не только на состоянии мышц, суставов и костей, но и на состоянии внутренних органов, вплоть до клеточного уровня. Благотворное влияние оказывается также на эмоциональное состояние и состояние ума.

На самом деле всё это не просто, поэтому практика направлена на продвижение от простого к сложному с подготовкой ума к стабильной и необходимой концентрации. Поскольку далеко не каждый человек на начальных этапах практики йоги способен при выполнении асаны добиться ровности, симметрии, более того, сохранить это положение в течение от 30 секунд до 1 минуты и более, Б.К.С.Айенгаром были придуманы разные приспособления, при помощи которых можно приблизиться к правильному выполнению позы.

Постепенно количество используемых материалов можно свести до минимума или совсем отказаться от них, когда ученик будь готов к этому. Также метод йоги Айенгара решает многие терапевтические проблемы, для этого преподаватель должен специально учиться  и обладать специальными знаниями по йогатерапии.

Занятий йогой, практика асан, пранаямы (контроль над дыханием), медитации помогают вернуть человеку надежду, уверенность в себе, волю и смелость. Дают человеку возможность идти по жизни с открытым разумом, не думая о прошлом или будущем, конструктивно живя в настоящем, обретя баланс и мир в душе. Человек перестает быть рабом обстоятельств, наоборот, он овладевает ими, а также и временем.

Используемая литература:

  1. Т.К.В.Дешикачар Сердце йоги. – София, 2003
  2. Б.К.С.Айенгар Аштадала-йогамала. т.1 – Харьков, 2014
  3. Б.К.С.Айенгар Дерево йоги. –М, 1998